Стоимость услуг по регистрации юридических лиц
В соответствии с Законом о регистрации за непредставление, или несвоевременное представление, или представление необходимых для включения в государственный реестр недостоверных сведений заявители и (или) юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья не определяет правовую природу ответственности, но вполне очевидно, что имеется в виду ответственность в соответствии с нормами публичного права. Основания ответственности, указанные в данной статье, могут иметь место только тогда, когда присутствуют отношения между заявителями и (или) юридическими лицами и регистрирующими органами. А эти отношения носят административно-правовой (публично-правовой) характер.
В настоящее время регистрирующий орган (в Москве этоМИФНС № 46) выносит отказы в регистрации даже и в том случае , если документ предъявлен, но не соответствует требованиям законодательства. При этом формулировка в отказе следующая «отсутствует документ, соответствующий требованиям …». Таким образом МИФНС № 46 не нарушает закон, т.е. выносит отказ в регистрации в связи с тем, что документ не представлен. Хотя он представлен, но в нем какая либо ошибка. Поэтому, чтобы не нарушать закон юристы налогового органа идут на такую «уловку», т.е. пишут, что не представлен документ, соответствующий требованиям законодательства.
Еще одна причина отказа в регистрации ЗАО или регистрации ООО – это не выполнение требований методических рекомендаций самой налоговой инспекции. Этот документ вообще не является законодательным актом. И в разных регионах РФ соответствующие налоговые инспекции издают свои методические рекомендации, которые не всегда даже отражаются на сайтах налоговых инспекций.
Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации общества в случае допущенных при регистрации ООО (регистрации ЗАО) грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц .
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ требование о принудительной ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования.
В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами (на основании ст. 31 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), Центральным банком России (на основании ст. 20 Закона РФ "О банках и банковской деятельности"), прокурором (на основании ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Закон о регистрации предоставляет право регистрирующему органу заявлять требование в суд о ликвидации ООО (ликвидации ЗАО), а также юридического лица иной организационно-правовой формы по нескольким основаниям.
Во-первых, в случае допущенных при регистрации юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Во-вторых, в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.
Если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить ему принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица.
Закон о регистрации в большей мере ограничивает государство в осуществлении надлежащего контроля за созданием юридических лиц, чем действующее до введения этого закона законодательство. Необходимость такого контроля очевидна. Так, в настоящее время из всех зарегистрированных юридических лиц, около одной трети не осуществляет свою деятельность. Большинство из этого числа юридических лиц вообще не поддаются какому-либо контролю со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, так как невозможно обнаружить их органы управления и даже участников (учредителей).